Пятница, 29.03.2024, 08:03
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
            Театр
  "Русский балет"
Спектакли:
"Жизель"
Фантастический балет в двух актах
Фантастический балет в двух актах
Музыка: Адольф Адан
Либретто: Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж, Теофиль Готье, Жан Коралли
Хореография: Жан Коралли, Жюль Перро, Мариус Петипа
Симфонический оркестр
Дирижёр - Станислав Горковенко, Народный Артист РФ
- Тимур Горковенко
Продолжительность: 2 часа (спектакль идет с одним антрактом)
Мировая премьера: 28 июня 1841 года, Theatre de l'Academie Royal de Musique, Париж
Премьера в Санкт-Петербурге: 18 декабря 1842 года, Большой (Каменный) театр

28 июня 1841 года на сцене Парижской Королевской Академии музыки состоялась премьера балета "Жизель" французского композитора Адольфа-Шарля Адана (1803-1856). Впоследствии, всего за два года она обошла почти все балетные сцены мира. А после премьеры, состоявшейся 18 декабря 1842 года в Петербурге, балет был признан выдающимся достижением хореографического театра.
В основу балета была положена поэтическая легенда о девушках-виллисах - невестах, обманутых своими возлюбленными и умерших до свадьбы. Французский литератор Теофиль Готье познакомился с этой историей в пересказе немецкого романтика Генриха Гейне, и вместе с опытным сценаристом Жюлем-Анри Вернуа де Сен-Жоржем он создал либретто, повествующее об истории любви и смерти нежной крестьянки, обманутой ветреным графом Альбертом, но в потустороннем мире спасающей его от злых призраков. Противопоставление мира суровой действительности, где в силу сословного неравенства любовь героев невозможна, и призрачного мира, в котором человеческая любовь бессмертна и побеждает саму смерть - вот, в чём состоит сущность балета "Жизель" и что так ярко отражает основную идею произведения, в которой любовь обладает немеркнущей силой.
"Жизель" выгодно отличалась от других балетов эпохи романтизма не только своим сюжетом, где первое место отводилось не ундине, сильфиде или иному таинственному существу, а молодой девушке, но и богатой хореографии балета, насыщенной как сольным, так и ансамблевым танцем. Именно это обусловило небывалый интерес к этому балету. Один из авторов хореографического текста, Жюль Перро, сочинял его для своей жены - Карлотты Гризи - первой исполнительницы партии Жизели, известной романтической балерины. Пластическая партитура балета, совершенная во всех её мельчайших деталях, отличалась сочетанием танца и пантомимы, действенным и психологическим рисунком дуэтов, воздушным характером движений, а танец кордебалета неразрывно был связан с танцем героини. "Жизель" вывела Жюля Перро и Жана Коралли в число первых хореографов Европы и подарила славу молодой итальянской балерине Карлотте Гризи.
Однако триумф спектакля 1840-х гг. внезапно сменился забвением. Газеты бранили "ненужный хлам". Публика скучала. Балерины избегали "невыигрышной" с их точки зрения партии. И в 1881-м году под присмотром одного из авторов - Жюля Перро, блистательный хореограф, Мариус Петипа, сумел вдохнуть новую жизнь в спектакль: он расчертил "романтический беспорядок" кордебалета строгими линиями, поставил призрачных виллис на пуанты, отредактировал сольные танцы. Балетмейстер, бережно сохранив стиль романтического балета, огранил его настолько убедительно, что ныне Петипа по праву считается третьим (после Коралли и Перро) автором хореографии "Жизели". Сегодня уже невозможно отделить редактуру Петипа от предыдущих постановок.
ХХ век подарил миру трёх великих Жизелей: Анну Павлову, Ольгу Спесивцеву, Галину Уланову. Танцевать Жизель для балерин стало не менее почётно, чем для драматических актёров играть Гамлета. А после того, как в партии Альберта вышел Вацлав Нежинский, за право выступить в "Жизели" начали бороться и танцовщики. Традицию исполнения партии Альберта по сей день определяют именами Бориса Шаврова и Константина Сергеева.
"Жизель" - самый старший балет в коллекции Эрмитажного театра. Он открывал сезон 1996 года, а в главных партиях были задействованы солисты Маринского театра, Маргарита Куллик и Владимир Ким. В разное время в партии Жизели на сцене Эрмитажного театра блистали Анастасия Волочкова, Юлия Махалина, Валерия Васильева, Наталья Потехина, Ирина Бадаева, Алёна Клочкова, Татьяна Ткаченко; в партии Альберта: Илья Кузнецов, Фарух Рузиматов, Кирилл Мясников, Дмитрий Дмитриев, Олег Харюткин, Фетон Миоцци, Сергей Попов.
Созданный более полутора веков назад балет и сегодня вызывает интерес у зрителя благодаря уникальному сочетанию трогательного сюжета и редкой безмолвной выразительности этого хореографического шедевра.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
АКТ ПЕРВЫЙ
Граф Альберт, влюбленный в крестьянскую девушку Жизель, скрывает свой титул. Другой поклонник Жизели, лесничий Ганс, пытается объяснить ей, что Альберт не тот, за кого выдает себя, но Жизель не хочет его слушать.
Оставшись один, Ганс проникает в охотничий домик и похищает шпагу Альберта с графским гербом. Звуки рога возвещают о приближении охотников, среди которых невеста графа Батильда и ее отец.
Они остановились отдохнуть в деревне. Невеста графа очарована непосредственностью, красотой Жизели и дарит девушке дорогую цепь. Охотники уходят, и крестьяне начинают свой праздник - день урожая. В разгар веселья появляется Ганс. Он обвиняет Альберта во лжи и в доказательство показывает шпагу графа. Жизель не хочет верить. Тогда Ганс трубит в рог, и перед смущенным графом предстает его невеста.
Жизель в отчаянии. Рассудок ее мутится. Она умирает.
АКТ ВТОРОЙ
Полночь. Ганс пришел на могилу Жизели. Появление виллис пугает его. Виллисы подымаются из своих могил и всех, кто появляется на кладбище в это время, заставляют танцевать до тех пор, пока человек не падает мертвым.
Мирта вызывает из могилы тень Жизели, чтобы принять ее в хоровод виллис. К могиле Жизели приходит и граф Альберт. Его горе и отчаяние трогают Жизель. Она прощает Альберта.
Окруженный хороводом виллис появляется Ганс. Виллисы снова и снова заставляют его танцевать и, закружив, бросают в озеро. Такая же участь ждет и Альберта. Мирта повелевает ему танцевать. Жизель молит Мирту отпустить Альберта, но виллиса непреклонна.
Светает. С восходом солнца виллисы теряют свою силу. Альберт спасен. Жизель прощается со своим возлюбленным. И теперь уже навсегда
.
"Спящая красавица"
Балет-феерия в двух актах с Прологом и Апофеозом
Музыка: Пётр Ильич Чайковский
Либретто: Иван Всеволожский, Мариус Петипа по сказкам Шарля Перро
Хореография: Мариус Петипа
Симфонический оркестр
Дирижёр - Станислав Горковенко, Народный Артист РФ
- Тимур Горковенко
Продолжительность: 2 часа 30 минут (спектакль идет с одним антрактом)
Премьера: 3 января 1890 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург

Премьера балета П. И. Чайковского "Спящая красавица" с триумфом состоялась на сцене Мариинского театра 3 января 1890 года. Инициатива появления на петербургской сцене балета по мотивам известных сказок Шарля Перро исходила от директора Императорских театров Ивана Александровича Всеволожского. В мае 1888 года он обратился к Петру Ильичу Чайковскому с предложением написать балет по "Спящей красавице". В ноябре того же года и феврале 1889 года Мариус Петипа переслал композитору подробный план пролога и двух актов, в котором с точностью до числа тактов была прописана желаемая музыка. Формально учтя все "пожелания" Пётр Ильич Чайковский создал уникальное произведение, равного которому не было в ту пору, подняв уровень балетной музыки так высоко, что многие-многие годы вперед она считалась эталонной.
И уже в наше время многие музыкальные критики утверждают, что балет "Спящая красавица" имел то же значение, что и "Руслан и Людмила в опере" - Пётр Ильич Чайковский возвёл балетную музыку в высочайший ранг. Об этом говорит и тот факт, что знаменитая музыка "Спящей красавицы" исполняется на концертах симфонической музыки многих всемирно-известных дирижеров и оркестров. А сам композитор считал своё произведение "едва ли не лучшим из всех сочинений".
Однако "великий и ужасный" Мариус Петипа, его соавтор-хореограф, не уступил знаменитому композитору в гениальности. Созданный им балет поражает великолепием разнообразных хореографических красок. При этом конструкции каждого акта продуманы до мелочей. Сначала короткий пантомимный эпизод или жанровый танец (танец вязальщиц в первом акте или сцена охоты Принца Дезире), затем следует обширный танцевальный фрагмент (крестьянский вальс из первого акта, придворные танцы во втором). Петипа увлекает зрителя сложным переплетением разноплановых танцев, венчает которые па-де-де главных героев. И именно этот балет по истечении долгого времени балетные критики стали считать "энциклопедией классического танца", отдавая дань и уважение великому хореографу Мариусу Петипа.
Балет "Спящая красавица" стал венцом творения этих двух великих людей. Им удалось создать настоящую поэму о борьбе Добра (Фея Сирени) и Зла (Фея Карабос), о всепобеждающей силе Любви (Принцесса Аврора и Принц Дезире). Даже те, кто ни разу не видел этот балет на сцене, знают, что это нечто прекрасное и великолепное.
Премьера балета "Спящая красавица" на сцене Эрмитажного театра состоялась в 2009 году. Спектакль получился ярким, настоящим праздником для зрителя. Каждый зритель запомнил его как грандиозную волшебную феерию, частью которой он стал. А гости нашего города запомнили этот балет как балетный символ Санкт-Петербурга, где карабосья ненависть и злоба тонет в белых ночах, напоенных запахом сирени...
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БАЛЕТА
ПРОЛОГ
Король и королева празднуют день рождения дочери - принцессы Авроры. На празднике появляется со своей свитой фея Сирени. Слетаются феи Нежности, Резвости, Щедрости, Смелости и Беззаботности. Каждая приносит новорожденной свой дар.
Испуганные придворные рассказывают о приближении страшной гостьи - злой феи Карабос, которую Каталабют забыл пригласить.
В зале появляется Карабос. Она разгневана. Как посмели о ней забыть? Карабос предсказывает, что принцесса погибнет, уколовшись вязальной спицей.
Фея Сирени отстраняет Карабос от колыбели Авроры и обещает свое покровительство. Чтобы избежать несчастья, предсказанного злой волшебницей, король издает указ, запрещающий под страхом смертной казни пользоваться спицами в его королевстве.
АКТ ПЕРВЫЙ
Картина первая.
Принцессе Авроре минуло шестнадцать лет. Со всех сторон съезжаются знатные гости и женихи поздравить ее с совершеннолетием.
Появляется Аврора. Ей представляют женихов. Она со всеми мила, танцует с каждым из них, но никому не отдает предпочтения.
К принцессе подходит старушка с букетом роз. Аврора берет их и кружится в вальсе. Внезапно , уколов палец, принцесса теряет силы и падает. В цветах была спрятана острая спица. Старуха превращается в злую фею Карабос. Она торжествует. Обнажив шпаги, женихи бросаются на нее, но волшебница исчезает.
Фея Сирени, покровительница Авроры, не может уничтожить злые чары Карабос, но в ее силах смягчить их. Аврора не умерла : это не смерть, а сон, и взмах волшебной палочки погружает все королевство в вековой сон. Парк зарастает кустами сирени. В их густой чаще скрывается замок.
Картина вторая.
Прошло сто лет. В лесу охотится принц Дезире со своими друзьями и приближенными. Когда он остается один, перед ним появляется фея Сирени. Она вызывает образ Авроры. Очарованный принц устремляется к ней, но Аврора исчезает. Принц страстно желает снова видеть ее.
Вместе с феей Сирени Дезире направляется к замку, погруженному в сон. Их окружает безмолвный лес. Сквозь густые заросли видны башни королевского дворца. Фея и принц у цели.
В заросшем парке фея Карабос и ее слуги. Они преграждают путь всякому, кто намерен проникнуть в спящее царство. Внезапно до них доносятся звуки, предвещающие приближение феи Сирени. Перед ее властью Карабос бессильна.
Дезире достиг стен королевского замка. Он находит спящую принцессу. Дезире поцелуем пробуждает спящую красавицу. Вместе с ней просыпается все королевство. Покоренный красотой и обаянием Авроры, Дезире просит у короля и королевы руки принцессы.
АКТ ВТОРОЙ
Пышная свадьба Дезире и Авроры.
Среди многочисленных гостей - персонажи сказок. Вот принцесса Флорина и Голубая птица, Кот в сапогах и Белая кошечка, Волк и Красная шапочка. Бежит Золушка и теряет туфельку. Ее поднимает принц Фортюне.
Аврору и Дезире пришли поздравить феи Бриллиантов, Сапфиров, Золота, Серебра.
Танцуют счастливые новобрачные - Аврора и Дезире.
АПОФЕОЗ
Всеобщее ликование. Возникает фея Сирени - олицетворение всепобеждающего и торжествующего добра.
"Лебединое озеро"
Фантастический балет в трёх актах, четырёх картинах
Музыка: Пётр Ильич Чайковский
Хореография: Мариус Петипа и Лев Иванов (1895 г.)
Либретто: Владимир Бегичев, Василий Гельцер
Симфонический оркестр
Дирижёр - Станислав Горковенко, Народный Артист РФ
- Владимир Артемьев
Продолжительность: 2 часа 30 минут (спектакль идет с двумя антрактами)
Премьера: 20 февраля 1877 года, Большой театр, Москва.
Премьера редакции Мариуса Петипа: 15 января 1895 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург.
Премьера редакции Константина Сергеева: 8 марта 1950 года, Театр оперы и балета им. Кирова (Мариинский), Ленинград.
«Лебединое озеро» - едва ли не самый известный балет в мире. Не только его музыка, но и хореография уже на протяжении долгого времени считается общепризнанным шедевром мирового балета, одним из ярчайших достижений русской культуры. А Белый Лебедь навсегда останется символом Русского балета, символом его красоты и величия.
Премьера балета, с которой началась его славная история, состоялась 15 января 1895 года на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Но мало кто знает, что это была не первая постановка «Лебединого озера».
История балета началась в 1875 году, когда по заказу Большого театра Москвы молодой, но уже знаменитый композитор Пётр Ильич Чайковский пишет музыку к балету. Обращение композитора такого уровня (а к тому времени Чайковским уже были созданы четыре симфонии, знаменитый ныне концерт для фортепиано с оркестром и опера «Евгений Онегин») не было обычным для того времени. В Императорских театрах для подобного рода творчества существовали штатные композиторы – Цезарь Пуни, Людвиг Минкус, позже Рикардо Дриго. Чайковский не ставил перед собой задачу «революции» в балете. Со свойственной ему скромностью он тщательно изучал балетные партитуры, стремясь, не порывая с установившимися формами и традициями балетных спектаклей, изнутри насытить их музыкальную основу высокой содержательностью. Но теперь общепризнанно, что именно «Лебединое озеро» открыло отечественному балету невиданные музыкальные горизонты, развитые впоследствии и самим Чайковским и его последователями в этой сфере.
Музыка сочинялась с мая 1875 по апрель 1876 года. В основе балета лежал сказочный сюжет из рыцарских времён. Существует немало мнений о его литературных источниках: называют Гейне, немецкого сказочника Музеуса, русские сказки о девушке-лебеди и даже Пушкина, но сама история вполне самостоятельна. Идея, вероятно, принадлежит самому композитору, но авторами либретто считаются инспектор московских театров Владимир Бегичев и артист балета Василий Гельцер.
Премьера спектакля состоялась 20 февраля 1877 года, но, увы, оказалась крайне неудачной. Ответственность за провал публика возложила на хореографа Венцеля Рейзингера, не хвалили современники и первую исполнительницу главной партии Полину Карпакову. К сожалению, неудача этой постановки бросила тень и на сам балет, и долгое время никто из хореографов к нему не обращался.
Всё изменилось после смерти Петра Ильича Чайковского. В 1893 году в Мариинском театре в Санкт-Петербурге было принято решение о возрождении «Лебединого озера». За переработку либретто взялись брат композитора Модест Чайковский и директор Императорских театров Иван Всеволожский. Из музыки Чайковского опытный капельмейстер Рикардо Дриго скомпоновал совершенно новое произведение. А хореографию поделили прославленный балетмейстер Мариус Петипа и его ученик Лев Иванов.
Принято считать, что именно Мариус Петипа создал неповторимую хореографию балета, но истинно русским и напевным сделал его скромный помощник мэтра, Лев Иванов. Именно ему принадлежит постановка совершенных в хореографическом плане знаменитых лебединых сцен. Именно он придумал заколдованных девушек со скрещенными на тюниках руками и склонёнными головами, в которых зритель мгновенно угадывал силуэт сложившей крылья птицы. Именно Лев Иванов создал неуловимо притягательный и трогательный мир озера лебедей.
Мариусу Петипа же принадлежит постановка сцен дворцовых балов и придворных празднеств, затейливого переплетения вальсов, испанских, венгерских, польских плясок.
Белой королеве лебедей, сочинённой Ивановым, Петипа противопоставил чёрного двойника Одиллию, создав изумительное по красоте «чёрное» па-де-де второго акта.
Именно эта постановка была признана лирической вершиной русского балетного театра.
27 мая 2001 на сцене Эрмитажного театра Государственного Эрмитажа состоялась премьера балета «Лебединое озеро» в сценической и хореографической редакции Константина Сергеева.
В 1950 году на сцене Мариинского театра известный танцовщик и блистательный хореограф Константин Сергеев «обновил» «Лебединое озеро». Трагическая гибель, столь важная для замысла Чайковского, была заменена «хэппи-эндом», что было так важно для постановок советского периода. Вторая картина дополнилась танцем больших лебедей, а в сцене бала была расширена и переработана мужская вариация.
Более чем за полвека этот спектакль стал таким же классическим, как и постановка Петипа.
В нём, как ни в одном другом балете, своё танцевальное и артистическое мастерство демонстрировали десятки превосходных исполнителей главных партий: от Натальи Дудинской до Ульяны Лопаткиной, от Вацлава Нижинского до Фаруха Рузиматова.
На сцене Эрмитажного театра в партиях Одетты-Одиллии и Принца Зигфрида в разное время блистали: Дмитрий Завалишин, Александра Иосифиди, Юлия Махалина, Игорь Зеленский, Татьяна Фролова, Евгений Сердешнов, Ирина Бадаева, Фетон Миоцци, Анастасия Волочкова, Евгений Иванченко.
Сегодня партии Одетты-Одиллии и Принца Зигфрида исполняют ведущие солисты Санкт-Петербурга и Москвы: Татьяна Ткаченко, Сергей Попов, Наталья Потехина, Владимир Изнов, Софья Гумерова, Дмитрий Дмитриев, Алёна Клочкова, Олег Харюткин, Иван Козлов, Дмитрий Рудаченко и др.
«Лебединое озеро» - несомненно, одна из самых ярких жемчужин в коллекции Эрмитажного театра. И вот уже на протяжении многих лет этот балет остаётся в памяти зрителей как прекрасная легенда о любви.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БАЛЕТА
АКТ ПЕРВЫЙ
Картина 1
На поляне вблизи замка Принц Зигфрид в кругу своих друзей празднует своё совершеннолетие. Веселье друзей прерывает внезапное появление матери Принца, Владетельной принцессы. Она дарит сыну арбалет и напоминает ему, что детство прошло, и завтра, на балу, он должен будет выбрать себе невесту. После ухода Владетельной Принцессы веселье и танцы продолжаются. Стая лебедей в небе привлекает внимание Принца Зигфрида: почему бы не закончить этот удачный день славной охотой?
Картина 2
Озеро в лесной чаще
Увлеченный охотой Принц Зигфрид выходит к лесному озеру, по которому плывет стая белых лебедей. Впереди всех - птица с короной на голове. Принц прицеливается... Но, пораженный удивительной красотой Королевы лебедей, Одетты, опускает арбалет. Она рассказывает Принцу о своей ужасной участи: Злой Колдун, Ротбарт, заколдовал её и подвластных ей девушек. Он стережет их в образе филина, лишь ночью разрешая превращаться из лебедей в девушек. Страшные чары может разрушить лишь тот, кто полюбит её всем сердцем и даст обет вечной любви. Одетта исчезает, и Принц, пораженный историей этой девушки устремляется за ней.
На берег озера выходят девушки-лебеди. Завороженный их танцами Принц клянется избавить их от власти злого колдуна. Он видит Одетту и клянется ей в любви. Завтра, на балу, он сделает свой выбор: Одетта станет его женой. Королева лебедей предостерегает Принца: если клятва не будет сдержана, Одетта и все девушки навсегда останутся во власти злых чар Ротбарта. Светает. Девушки превращаются в лебедей и уплывают. Счастье влюбленных омрачает появление филина, который подслушал их разговор. Уж он-то сделает всё, чтобы разрушить их надежды!
АКТ ВТОРОЙ
Придворный бал в замке Принца Зигфрида. Напрасно прелестные девушки своими танцами пытаются пленить Принца Зигфрида: его сердце принадлежит лишь прекрасной Королеве лебедей. Однако, повинуясь велению матери, он одинаково любезен со всеми гостями. Владетельная Принцесса требует, чтобы Принц выбрал себе невесту из претенденток, которые приехали на бал. Но Принц непреклонен: он ждет свою единственную, Одетту.
Внезапно трубы возвещают о прибытии новых гостей. Зигфрид с надеждой ожидает появления Одетты. Однако, как гром среди ясного неба, появляется Ротбарт в обличии знатного рыцаря и его дочь, Одиллия. Принц растерян: эта красавица необычайно похожа на Одетту! Завороженный Одиллией, Зигфрид устремляется за ней. Начинаются танцы. Настает черед Зигфрида и Одиллии. О, как же она похожа на Одетту! Своими обольстительными и искусительными танцами она завораживает и пленяет Принца. Он не может оторвать от неё глаз. Внезапно в окне появляется белый лебедь - это Одетта пытается предостеречь своего возлюбленного. Но безуспешно - он так увлечен Одиллией!
Коварная цель Ротбарта выполнена - Одиллия полностью пленила Принца. Он не успевает опомниться и делает выбор: отныне Одиллия его невеста! По требованию Ротбарта он даёт своей избраннице клятву вечной любви. Колдун торжествует: Зигфрид нарушил свою клятву, а значит ничто не способно больше разрушить его чары! Достигший своей цели Ротбарт и его коварная дочь исчезают. Всеобщее смятение. Опомнившись и осознав весь ужас обмана, жертвой которого он стал, Зигфрид устремляется к озеру, к Одетте.
АКТ ТРЕТИЙ
На берегу озера девушки с тревогой ожидают свою королеву. Появляется Одетта с печальным известием о коварстве Ротбарта и измене Зигфрида. Появляется Принц. Он умоляет Одетту простить его, ведь он принёс клятву, обманутый сходством девушек. Одетта прощает его, но уже поздно: ничто не способно разрушить чары злого колдуна. Появляется Ротбарт. Изо всех сил он пытается разлучить влюбленных. И ему это почти удается: он хватает Одетту в свои смертельные объятия. Истерзанная филином, Одетта без сил падает на землю. Зигфрид вступает в единоборство с Ротбартом. Любовь придает силы Принцу - он почти побеждает колдуна. Одетта и Зигфрид дают клятву вечной любви друг другу. Сила любви убивает Ротбарта! Он побежден! Пришел конец чарам Злого Колдуна!
Лебеди и Одетта превращаются в девушек! Одетта и Принц Зигфрид спешат навстречу своей Любви и своему Счастью! Лучи восходящего солнца несут в мир Жизнь, Любовь и Добро!
 "Щелкунчик"
Балет в двух актах с эпилогом
Музыка: Пётр Ильич Чайковский
Либретто: Мариус Петипа (1892 г.) по сказке Э. Т. А. Гофмана
Хореография: Лев Иванов в редакции Василия Вайнонена (1934 г.)
Симфонический оркестр
Дирижёр - Станислав Горковенко, Народный Артист РФ
- Тимур Горковенко
Продолжительность: 2 часа (спектакль идет с одним антрактом)
Премьера: 6 декабря 1892 г., Мариинский театр, Санкт-Петербург 6 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера балета "Щелкунчик" знаменитого русского композитора Петра Ильича Чайковского. После этого, вот уже более 100 лет, этот спектакль не сходит с подмостков театральных сцен и является неотъемлимой составляющей любого рождественского праздника, наряду с новогодней ёлкой и подарками.
На рубеже 19 и 20 веков русский балет вступил в один из блистательных периодов своей истории. Балетная реформа, начатая Петром Ильичем Чайковским в "Лебедином озере", превратившая "Спящую красавицу" в хореографическую симфонию, завершилась созданием "Щелкунчика".
После триумфа "Спящей красавицы" , по инициативе Директора Императорских театров Ивана Александровича Всеволожского, Пётр Ильич Чайковский пишет музыку к балету, его сценарный план на основе сказки Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король" создаёт Мариус Петипа, а хореографом выступает Лев Иванов.
Принято считать, что этот великий триумвират работал душа в душу. Формально - да, но вряд ли они до конца понимали друг друга. Несмотря на то, что Чайковский высоко ценил достижения прославленного хореографа, его музыка оказалась достаточно сложной для сценического решения (композитор всё дальше уходил к симфонизации балета, а мысль балетмейстера, к сожалению, как, впрочем, и уровень балетного театра того времени, не поспевали за ним). Петипа, не находивший прелести в пересказании истории семейного праздника, в свою очередь, переложил создание хореографического текста на своего ученика, Льва Иванова, которому пришлось создавать свою пластическую партитуру балета по чужой схеме, что позволило оставить возможность хореографам дополнять или изменять её. После него многие балетмейстеры брали на себя трудную роль интерпретаторов "Щелкунчика": А. Горский, Ф. Лопухов, В. Вайнонен, Ю. Григорович и др. - каждый из них учитывал опыт предыдущего и предлагал свою версию знаменитго балета, положенную на взволнованную и бесконечно трагичную музыку Великого композитора.
В Эрмитажном театре премьера балета "Щелкунчик" состоялась 13 января 2007 года. Вниманию зрителей была представлена редакция Василия Вайнонена. Вероника Иванова И Никита Щеглов, Наталья Башкирцева и Юрий Миров блистали в партиях Маши и Щелкунчика. Красочный праздник, фантастические фокусы, яркие куклы, горящая праздничными огнями ёлка, воздушный танец снежинок и удивительно трогательная истории Маши и Щелкунчика не оставили зрителей равнодушными.
"Щелкунчик" по достоинству дополнил репертуар лучших мировых балетных спектаклей, идущих на сцене Эрмитажного театра.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
АКТ 1
На рождественский праздник в доме Штальбаумов собираются гости. Среди них - кукольных и часовых дел мастер Дроссельмейер, крёстный отец детей Штальбаумов, Маши и Фрица. Он приготовил им чудесный подарок - Щелкунчика, игрушку, которая может раскалывания орехов.
Дети с нетерпением ждут начала праздника. Наконец, долгожданный момент наступает, и пред всеми предстаёт горящая огнями новогодняя ёлка. Неожиданно среди гостей в костюме волшебника появляется не узнанный никем Дроссельмейер. Его способность оживлять игрушки завораживает детей, но и пугает их, тогда Дроссельмейер снимает маску, и дети узнают в нём любимого крёстного.
Маша с интересом рассматривает подарок. Кукла ей чем-то напоминает Дроссельмейера, и она обращает на это внимание детей - все дружно хихикают над ним. Дроссельмейер рассказывает историю Щелкунчика: "В некотором государстве жили-были Король, Королева и маленькая принцесса Перлипат. А в подземелье королевского замка жила злой Мышиный Король. Маленькая принцесса была избалованной девочкой, и однажды она стала дразнить Мышиного короля. Рассердившись, тот превратил её в страшную уродину. Расколдовать принцессу мог только прекрасный принц, которому удалось бы расколоть волшебный орех Кракатук. Однажды Принц расколол орех, и чудо свершилось - принцесса вновь стала прекрасной, но в отместку за это Мышиный король превратил его в Щелкунчика".
Очарованная Щелкунчиком, Мари повязывает ему свою голубую ленточку, возводя его в фельдмаршалы.
В гостиной появляется Франц, брат Мари. Его тоже заинтересовала новая кукла. Но Маша не отдает брату Щелкунчика. Завязывается борьба и, в конце концов, игрушка ломается. Дроссельмейер чинит Щелкунчика. Мари бережно укачивает свою любимую куклу.
Гостиная наполняется шумным весельем. Последний церемонный танец (гросфатер) - и все расходятся.
Маша укачивает Щелкунчика и не замечает, как засыпает сама.
Ночь. Комната, где стоит ёлка, залита лунным светом. Маша просыпается от странного шума. Вдруг раздаётся шорох и царапанье мышей. Маше становится страшно. Она хочет убежать, но вдруг раздаётся бой часов и комната наполняется мышами. Они собираются разорить ёлку.
И вдруг... Щелкунчик оживает. Он бесстрашно преграждает путь мышам. Комната преображается. Мыши появляются вновь и вновь. Во главе мышиного войска встает Мышиный король. Мыши бросаются в бой. Им противостоит войско оловянных солдатиков под предводительством Щелкунчика. Начинается поединок Мышиного короля и Щелкунчика. Ещё мгновение - и Мышиный Король победит! Маша в отчаянии! Она бросает в Мышиного короля свечу, тот оглядывается, и Щелкунчик, воспользовавшись моментом, убивает его. Мыши исчезают. Поле битвы пустеет, лишь один Щелкунчик лежит недвижно на полу.
И тут происходит чудо: Маша взрослеет, а Щелкунчик превращается в прекрасного принца. Он идёт ей навстречу. Исчезают стен, и они оказываются под куполом звёздного неба. Падает снег, и в волшебном хороводе кружатся снежинки.
АКТ 2
Волшебный дворец Конфетюренбург. Во дворец прибывают Маша и Щелкунчик. Гостей приветствуют Фея Драже и Принц Оршад, сопровождаемые многочисленно свитой.
Все благодарят Машу, которой Щелкунчик обязан своим спасением.
Фея Драже объявляет начало праздника. Маша и Щелкунчик любуются представлением в их честь.
Праздник подходит к концу. Маша и Щелкунчик покидают сказочную страну...
Снова гостиная, где стоит новогодняя ёлка. Маша просыпается. Оказывается, что это был всего лишь сон. Она снова маленькая, а на коленях у неё кукла, Щелкунчик.
"Вечер Русского балета"
Гала-концерт
Многие десятилетия балетное искусство России являлось и является эталонным. Именно в Петербурге на протяжении многих лет тщательным образом бережно сохранялось хореографическое наследие прошлого. Благодаря этому, созерцая сегодня "Лебединое озеро", "Щелкунчика", "Спящую красавицу", "Жизель" и многие другие спектакли, мы раз за разом можем прикоснуться к давно ушедшей, но и по ныне тревожащей чувства и воображение эпохе, Эпохе Золотого Века Петербургского балета.
Сегодня зрителям всего мира известны имена великих петербургских танцовщиков: Рудольфа Нуреева, Михаила Барышникова, Фаруха Рузиматова, Ирины Колпаковой, Аллы Осипенко, Аллы Сизовой, Галины Улановой и многих других. Все они были продолжателями великих традиций русского балета, представителями русской школы классического танца.
Искусство Русского балета позволяет зрителю познакомится с тем прекрасным, что было в прошлом и есть в настоящем
Вот уже на протяжении более 15 лет Театральное агентство "Союзспорттеатр" с успехом проводит гала-концерты с участием ведущих российских танцовщиков, а в состав гала-концерта включены самые известные отрывки из всемирно-известных балетов, составивших славу российского хореографического театра. У каждого зрителя есть уникальный шанс попытаться объять необъятное: увидеть шедевры мировой балетной классики в исполнении звёзд балета Санкт-Петербурга в "Вечере Русского балета", участниками которого являются Татьяна Ткаченко, Вера Арбузова, Ирина Перрен, Мария Макаренко, Майя Думченко, Анна Сысоева, Дмитрий Рудаченко, Марат Шемиунов, Михаил Венщиков, Дмитрий Завалишин, Иван Козлов!
Программа "Вечера Русского балета"
Адажио из балета "Лебединое озеро"
Музыка: П.И. Чайковский
Хореография: М. Петипа, Л. Иванов в ред. К. Сергеева
*****
Па-де-де из балета "Лебединое озеро"
Музыка: П.И. Чайковский
Хореография: М. Петипа, Л. Иванов в ред. К. Сергеева
*****
Па-де-де из балета "Корсар"
Музыка: А. Адан, Ч. Пуни, Л. Минкус, Р. Дриго
Хорегорафия: М. Петипа
*****
Па-де-де из балета "Жизель"
Музыка: А. Адан
Хореография: М. Петипа
*****
Адажио из балета "Коппелия"
Музыка: Л. Делиб
Хореография: М. Петипа
*****
Па-де-де из балета "Дон Кихот"
Музыка: Л. Минкус
Хореография: П Гусев
*****
Па-де-де из балета "Спящая красавица"
Музыка: П.И. Чайковский
Хореография: М. Петипа
*****
"Умирающий лебедь"
Музыка: К. Сен-Санс
Хореография: М. Фокин
*****
Па-де-де из балета "Щелкунчик"
Музыка: П.И. Чайковский
Хореография: М. Петипа
*****
Адажио из балета "Спартак"
Музыка: А. Хачатурян
Хореография: Ю. Ковтун