Пятница, 19.04.2024, 16:20
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
 
"ПЬЕСА БЕЗ НАЗВАНИЯ "
А. П. ЧЕХОВ
Сценическая композиция и постановка ЛЬВА ДОДИНА
Сценография Алексея Порай-Кошица
Педагоги-репетиторы Михаил Александров, Валерий Галендеев, Евгений Давыдов, Юрий Васильков, Юрий Хамутянский
Режиссёр-ассистент Игорь Коняев
Художник по костюмам Ирина Цветкова
Художник по свету Олег Козлов
Концертмейстеры Елена Лапина, Анна Чернова
Премьера состоялась в Веймаре 4 июля 1997
Первое представление в Санкт-Петербурге 16 сентября 1997 года
Постановка осуществлена при поддержке Веймарского фестиваля искусств и ООО "Киришинефтеоргсинтез"
Действующие лица и исполнители
Анна Петровна Войницева, молодая вдова, генеральша Татьяна Шестакова Татьяна Рассказова
Сергей Павлович Войницев, сын генерала Войницева от первого брака Олег Дмитриев
Софья Егоровна, его жена Ирина Тычинина Ксения Раппопорт
Михаил Васильевич Платонов, сельский учитель Сергей Курышев
Александра Ивановна, (Саша), его жена Мария Никифорова Наталья Калинина
Мария Ефимовна Грекова, девица Елена Калинина
Порфирий Семёнович Глагольев, богатый помещик Игорь Иванов
Кирилл Порфирьевич, его сын Абрам Абрамович Венгерович, богатый еврей Олег Гаянов Сергей Козырев
Тимофей Гордеевич Бугров, купец Александр Завьялов
Осип, малый лет 30 Игорь Черневич
Модест Михаил Самочко
Люди Войницевых: Владимир Селезнёв Владимир Захарьев Виктор Городков
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Подробнее о спектакле
 Действие происходит в имении Войницевых Это одна из самых загадочных пьес русской литературы. Никто не знает точно, когда она была написана и как называется. Однажды, вроде бы, она была названа "Безотцовщина" в письмах к брату Александру. Название "Платонов" придумали немцы, и повторил Жан Вилар в своём спектакле в TNP.Но всё-таки титульного листа так и не нашли. Поэтому точное название неизвестно, отсюда самое точное определение - пьеса без названия. Она найдена в 1920 году, много лет спустя после смерти Чехова. Так что это из последних прочитанных чеховских текстов. А написана это пьеса, может быть первой. Во всяком случае, есть предположение, что это писал совсем молодой, восемнадцатилетний человек. Так сошлись в жизни концы и начала, так сходятся они и в пьесе, где есть уже все будущие или прошлые мотивы чеховских пьес, но есть ещё и непривычная для нас жесткость и яростность. Пьеса без названия - это жизнь. Жизнь - это тоже пьеса без названия. Особенно наша сегодняшняя жизнь. Когда - нибудь её определят, озаглавят, но сегодня она для нас "беститульна". Жизнь. До смерти. Которая тоже, как писал Чехов, есть случай, ничего не определяющий, ничего не меняющий. Даже смерть героя ничего не способна изменить. Тем более что и героя нет, как выясняется. Силы нет. Есть только слабость. Слабость, слабость, слабость. Платонов болит у всех. Кроме тех, у кого ничего не болит. Во всяком случае, пока. Видимо пока их время. Но не о них история. Хотя вроде бы, историю сегодня делают они: подкупают, натравливают, шантажируют, скупают. Действуют. Они то и есть действующие лица. Во всяком случае, им так кажется. Пока. Но наша история, повторяю, не о них, а о других, кто ещё болен Платоновым, то есть желанием, надеждой, последним исканием смешного, обесцененного, ошельмованного идеала. Платонов. Жизнь моя. Пьеса не закончена. Чехов писал то ли роман в диалогах, то ли записывал современные ему впечатления и не мог остановиться. Потому что не останавливались и не систематизировались впечатления. И ещё целая пьеса из черновиков, кое-что оттуда мы тоже используем. То есть, и мы сегодня слышим и играем нашу пьесу без названия как современную музыку о жизни, которая идёт на наших глазах, которая болит у всех нас. Болезнь эта не имеет названия. Неизвестно во что выльется и чем кончится. Ясно только одно - очень хочется жить.
 
"УТИНАЯ ОХОТА "
ПОСТАНОВКА ВЛАДИМИРА ТУМАНОВА
СЦЕНОГРАФИЯ АЛЕКСЕЯ ПОРАЙ-КОШИЦА
Художник по костюмам Стефания Граурогкайте
Художник по свету Владимир Лукасевич
Музыкальное оформление Юрия Вавилова
 Премьера состоялась 13 октября 2003 года
Действующие лица и исполнители
Зилов Игорь Черневич
Кузаков Олег Гаянов
Саяпин Игорь Николаев
Кушак Михаил Самочко
Галина Ирина Тычинина
Ирина Дарья Румянцева
Вера Наталья Калинина Елена Калинина
Валерия Анжелика Неволина
Официант Сергей Козырев Владимир Захарьев
 
"РУСАЛОЧКА"
Ганс Христиан Андерсен
спектакль для семейного просмотра
Хроника рождения души
Перевод Петра Ганзена
Постановка Руслана Кудашова
Художники: Алевтина Торик и Андрей Запорожский
Художник по свету: Глеб Фильштинский
Музыкальное оформление Владимира Бычковского
Хореография Ирины Ляховской
В спектакле использована музыка: И. С. Баха, А Вивальди, Ф. де Милано
Действующие лица и исполнители
Русалочка Уршула Малка Екатерина Тарасова
Принц Данила Шевченко
Принцесса Екатерина Решетникова
Бабушка-ведьма Екатерина Клеопина
 Сестры-русалки, матросы, придворные, газетчики Наталья Соколова Вячеслав Коробицин
 
"ЛОРЕНЗАЧЧО"
 Альфред де Мюссе
драма
Постановка осуществлена в рамках Года Франции в России совместно с театром "Селестэн" (Лион)
Перевод А. В. Федорова
Постановка и сценография Клаудии Стависки (Франция)
Художник по костюмам Агостино Кавалька (Франция)
Художник по свету Франк Тевенон (Франция)
Музыкальное оформление Андре Сэрэ (Франция)
Режиссер-ассистент Наталья Колотова
Премьера состоялась 11 декабря 2010 года
Действующие лица и исполнители
Алессандро Медичи, герцог Флорентийский Владимир Селезнёв
Лоренцо Медичи (Лорензаччо) Данила Козловский
Мария Содерини, мать Лоренцо Татьяна Рассказова
Катарина Джинори, тетка Лоренцо Екатерина Клеопина
Биндо Аольтовити, дядя Лоренцо Адриан Ростовский
Козимо Медичи Владимир Селезнёв
Кардинал Чибо Пётр Семак
Маркиза Чибо Уршула Малка
Филиппо Строцци Александр Завьялов
Луиза Строцци, дочь Филиппо Полина Приходько
Пьетро Строцци, сын Филиппо Алексей Морозов
Томазо Строцци, сын Филиппо Данила Шевченко
Леоне Строцци, сын Филиппо Александр Быковский
Синьор Маурицио, канцлер Совета Восьми Михаил Самочко
Кардинал Валори, папский уполномоченный Алексей Зубарев
Баттиста Вентури Анатолий Колибянов
Сальвиати Данил Мухин
Живописец Вячеслав Коробицин
Джомо, оруженосец герцога Александр Кошкарёв
Скоронконколо, оруженосец
Лоренцо Олег Рязанцев
Немецкий офицер Данил Мухин
Паж Екатерина Решетникова Екатерина Тарасова
Гвиччардини, член Совета Восьми Олег Гаянов
Никколини, член Совета Восьми Вячеслав Коробицин
Руччелаи, член Совета Восьми Адриан Ростовский
Каппони, член Совета Восьми Анатолий Колибянов
Корсини, член Совета Восьми Данила Шевченко
Гонец Данил Мухин
Горожане, флорентийские вельможи, члены семьи Строцци, изгнанники: Александр Быковский Олег Гаянов Павел Грязнов Алексей Зубарев Анатолий Колибянов Вячеслав Коробицин Александр Кошкарёв Данил Мухин Екатерина Решетникова Адриан Ростовский Олег Рязанцев Михаил Самочко Станислав Ткаченко
Подробнее о спектакле
"Лорензаччо" - совместная работа постановочной группы из Франции и актеров прославленной труппы Льва Додина по пьесе классика французской литературы Альфреда де Мюссе. Несмотря на то, что именно Петербург открыл мировую сценическую историю постановок Мюссе, эта пьеса поэта никогда не ставилась в Северной столице
. "ЛОРЕНЗАЧЧО" - одно из лучших творений, созданных для драматической сцены на французском языке. Сюжет пьесы взят Мюссе из флорентийской хроники XVI века. Главный герой пьесы – Лоренцо Медичи, уничижительно прозванный Лорензаччо за его мнимую трусость. Действие разворачивается при дворе герцога Алессандро Медичи, который жестокостью и безудержным развратом будоражит Флоренцию. Лорензаччо, правая рука герцога, втайне от всех мечтает уничтожить тирана, стать вторым Брутом и принести своей родине свободу. Душевные терзания героя, обуреваемого гордыней, запятнавшего себя, но сохранившего сердце настоящего патриота – в центре конфликта. Роль Лорензаччо часто называют французским Гамлетом, неслучайно в этой роли блистали легендарные Сара Бернар и Жерар Филипп.
 
"БЕСЫ"
Фёдор Достоевский
Сценический триптих о мотивам одноименного романа
Пьеса и постановка Льва Додина
Художник Эдуард Кочергин
Композитор Олег Каравайчук
Художник по костюмам Инна Габай
Режиссёры-ассистенты Сергей Бехтерев, Татьяна Шестакова
Педагоги-репетиторы Михаил Александров, Валерий Галендеев, Валерий Звёздочкин
Премьера состоялась: В Германии в городе Брауншвейг в течение трёх вечеров - 9,10,11 ноября 1991 года, В Санкт-Петербурге три спектакля сыграны в течение дня 21 декабря 1991 года. "Бесы" поставлены наперекор всему, что привычно и массово. И свет, которым светится театр во время этого спектакля, возникает, когда люди в зале, отбросив привычное, жадно слушают то, что звучит со сцены. Наталья Крымова. газета Невское время (Россия).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Такие сценические прозрения я называю для себя моментом творческого чуда. И, Господи, благослови тех, кому это чудо удается, хотя бы раз в жизни! Владимир Максимов. Газета «Русская мысль» (Франция). Самая гениальная игра в мире? Смотря спектакль Додина «Бесы» по роману Достоевского, зритель часто думает именно так. И над всеми персонажами – гениальное, ироническое повествование Додстоевского, его отчет о сердцах человеческих, ставший потрясающим спектаклем, где есть все: этика, политика, любовь, благородство, безумие и пафос. Алэстэир Макьюлэй. газета Financial Times (Англия).
Действующие лица и исполнители
Ставрогин Николай Всеволодович Пётр Семак
Ставрогина Варвара Петровна Галина Филимонова
Верховенский Пётр Степанович Олег Дмитриев
Верховенский Степан Трофимович, его отец Анатолий Колибянов
Лебядкина Марья Тимофеевна Татьяна Шестакова
Лебядкин Игнат Тимофеевич, её брат Игорь Иванов
Шатова Дарья Павловна Ирина Тычинина Елена Калинина
Шатов Иван Павлович, её брат Сергей Власов
Шатова Мария Игнатьевна, его жена Наталья Фоменко
Кириллов Алексей Нилыч Сергей Курышев
Федька-Каторжный Алексей Морозов
Тушина Лизавета Николаевна Анжелика Неволина
Гаганов-Дроздов Маврикий Николаевич Владимир Захарьев
Алексей Егорович, слуга в доме Ставрогиных Сергей Мучеников
Виргинская Анна Прохоровна, акушерка Татьяна Рассказова
Виргинский, ее муж Александр Завьялов
Родственница Виргинских Марина Богданова
Липутин Сергей Васильевич Олег Гаянов
Толкаченко Сергей Козырев Олег Рязанцев Шигалев Игорь
Черневич Лямшин Адриан Ростовский Учитель Михаил Самочко
Курсистка Мария Никифорова
Эркель Александр Кошкарёв Блюм Владимир Селезнёв
Отец Тихон, архиерей Алексей Зубарев
Причетник Владимир Артёмов
Извозчик Владимир Артёмов
Женщины в церкви Лия Кузьмина Елена Васильева Екатерина Решетникова Девочка Оля Кузьмина Старуха в доме Филипповых Ирина Демич
Подробнее о спектакле «Бесы» - грандиозная трилогия Льва Додина и Эдуарда Кочергина по знаменитому роману Ф.М.Достоевского. Уникальный опыт трехчастного спектакля, рассчитанного на целый день. Тотальное погружение в мир Достоевского, и, по существу, в семейную историю, ставшую прототипом страшной истории ХХ столетия. Главный герой аристократ Ставрогин, переступивший нравственные табу, но как и все герои Достоевского, сомневающийся, рефлексирующий благородный человек пытается распутать клубок душевных противоречий, разрубить узел скопившихся проблем, оказывается невольно вовлеченным в социалистический кружок, на поверку оказавшийся крошечным прототипом тоталитарной системы. "Сегодня, когда в России происходит, что происходит, нет нужды особенно комментировать актуальность пророческого романа Достоевского. Бесы и сегодня борются за власть, бесы объявляют войны, бесы начинают век обещаниями великих свершений и кончают великим крахом. Но не могут остановиться и снова, и снова рисуют величайшие иллюзии. Впрочем, всё это не о политике. Не политика движет человеком. В Божественном замысле нам отведён Миг, один лишь Миг, человек не может с этим смириться, и начинает вопрошать. Не получая ответа, он начинает отвечать сам. И эта величайшая подмена рождает величайшие трагедии. Человек уничтожает других, не замечая, как уничтожает себя. Бог дергает сверху, дьявол снизу, а человек дергается на верёвочке, воздевая руки в отчаянии и суча ногами в надежде. Наш театр три года болен Достоевским, этим вечным задавальщиком вопросов, на которые нет ответа. И если нам даже ничего никому не удастся сказать, мы не в обиде. Три года мы отравлялись, и утешалась самопознанием." Лев Додин 19 августа 1991 года Роман Фёдора Достоевского "Бесы" был впервые напечатан в журнале "Русский вестник" за 1871-1872 год. Отдельным изданием роман вышел в 1873 году. Сюжет романа тесно связан с конкретным фактом: убийством слушателя Петровской земледельческой академии Ивана Ивановича Иванова, члена тайного общества "Народная расправа". Убийство совершено под руководством организатора общества С.Г.Нечаева. Несмотря на то, что многие данные процесса нечаевцев были воспроизведены в "Бесах" с почти протокольной точностью, история убийства Иванова стала лишь исходным материалом для романа Достоевского. Роман Ф.М.Достоевского "Бесы" имеет свою непростую сценическую судьбу. Наиболее известны три спектакля: мхатовская версия В.И.Немировича-Данченко"Николай Ставрогин", осуществлённая в 1913 году, инсценировка А.Камю "Les Possedes"("Одержимые бесом"), воплощённая автором на сцене парижского театра Антуана в 1959 году, и спектакль АВайды "Бесы", премьера которого состоялась в Старом театре Кракова в 1970 году, и который был возобновлён в 1974 в Йельском репертуарном театре(США).Критика, обсуждая очередную версию романа "Бесы", отмечала некоторую одноплановость режиссёрских подходов в прочтении произведений Достоевского. В каждом из спектаклей была выбрана одна сюжетная линия романа, остальные же персонажи появлялись на сцене в соответствии с тем, насколько их судьбы переплетаются с судьбой главного героя, выявляют его характер. В некоторых постановках был выведен на сцену рассказчик - лицо , со слов которого велось повествование
БРАТЬЯ И СЕСТРЫ
Лауреат Государственной премии СССР Федор Абрамов
Сценическая дилогия Инсценировка Льва Додина, Аркадия Кацмана, Сергея Бехтерева
Спектакли идут с одним антрактом
Премьера состоялась 9 и 10 марта 1985 года Спектакль играли в Великобритании 1990, 91, 94, Австрии 95, Дании 94, Франции 88, 94, 97, 98, 99, Германии 87, 88, 89, 92, Италии 94, Швейцарии 94, Швеции 96, Японии 89, США 89, 2000, Чехии и Польше 88, Израиле и Бельгии 98.
Постановка Льва Додина Сценография Эдуарда Кочергина Режиссеры Роман Смирнов, Сергей Бехтерев
Художник по костюмам Инна Габай
Педагоги - репетиторы Валерий Галендеев, Галина Канаун
Действующие лица и исполнители
Анфиса Петровна Минина, председатель колхоза Татьяна Шестакова
Иван Дмитриевич Лукашин, председатель колхоза Сергей Курышев
Гаврила Андреевич Ганичев, уполномоченный райкома партии Адриан Ростовский
Михаил Пряслин Пётр Семак
Анна, его мать Елена Калинина
Лизавета, его сестра Наталья Акимова
Татьянка, его сестра Оля Кузьмина
Петька, его брат Денис Горшков
Егорша Сергей Власов
Варвара Иняхина Наталья Фоменко
Петр Житов Игорь Иванов Александр Завьялов
Олёна, его жена Наталья Калинина
Илья Максимович Нетёсов Анатолий Колибянов
Марья, его жена Галина Филимонова
Валентина, их дочь Соня Кожина
Трофим Лобанов Александр Завьялов
Пелагея, его жена Вера Быкова
Авдотья, их невестка Наталья Соколова
Татьяна, их невестка Екатерина Решетникова
Тимофей Лобанов, их сын Владимир Захарьев
Анисья, его жена Елена Васильева А
лександра Дурынина, его сестра Анжелика Неволина
Раечка Клевакина Лия Кузьмина
Дарья Кропотова Бронислава Проскурнина Ирина Демич
Марфа Репишная Светлана Григорьева
Полина Чугаева Марина Богданова
Анатолий Чугаев (Чугаретти) Владимир Артёмов
Филя-петух Михаил Самочко Игнат Баев Алексей Зубарев Сергей Мучеников
Софрон-мудрый Александр Кошкарёв Алексей Зубарев
Митенька-малышня Олег Гаянов
Юра Станислав Никольский
Отец Владимир Селезнёв
Подробнее о спектакле «Братья и сестры» – выдающееся явление сценического искусства ХХ века, спектакль, ставший легендой. Идеальный актерский ансамбль, блестящая режиссура, простота и ясность художественного оформления сделали эту сценическую дилогию близкой и понятной зрителям во всех уголках мира. Секрет триумфальной жизни этого спектакля заключен в том, что актеры и персонажи спектакля настолько тесно срослись друг с другом, что они по-настоящему живут на сцене, а не играют роли. Послевоенная деревенская жизнь предстает здесь со всеми ее особенностями: незатейливым бытом, хлебом, который увидели в первый раз после войны, севом, вырубкой леса на лесозаготовках, праздниками, свадьбами, смертью, возвращением мужчин с войны, кино на экране, первым мотоциклом и т.д. Радостями и горестями простых людей из середины ХХ века, чьи переживания оказываются зачастую очень и очень похожими на чувства нас сегодняшних, что позволяет залу на каждом представлении аплодировать артистам стоя. Из многоголосья и многообразия героев, населяющих спектакль, сюжетных поворотов, обрядовых традиций возникает эпическая фреска, богатейшая мозаика, живописующая огромный пласт российской истории, российской жизни, русского менталитета, выходящий далеко за рамки временных границ, очерченных местом и временем действия. Федор Александрович Абрамов родился 29 февраля 1920 года в Архангельской области, в селе Веркола, что стало прообразом села Пекашино в эпопее "Братья и сестры". Умер 13 мая 1983 года в Ленинграде. Похоронен в Верколе. Более четверти века продолжалась работа над тетралогией "Братья и сестры" ("Пряслины"): "Братья и сестры"(1958), "Две зимы и три лета"(1968), "Пути - перепутья"(1972), "Дом"(1978). 1976 - актерский курс Ленинградского Государственного института театра, музыки и кинематографии (руководители курса Л. А. Додин и А. И. Кацман) начинает работу над эпопеей Ф. А. Абрамова "Пряслины". 1977 - поездка курса в Верколу и знакомство с Ф. А. Абрамовым. 1978 - премьера дипломного спектакля курса "Братья и сестры" в Учебном театре. 1980 - премьера спектакля "Дом" (режиссер Лев Додин) в Малом драматическом театре, куда в 1979 году была принята часть курса. 1984 - Малый драматический театр начинает работу над новой редакцией спектакля "Братья и сестры" (режиссер Лев Додин) 1984 (сентябрь) - поездка участников спектакля "Братья и сестры" в Верколу. 1985 (9 и 10 марта) - премьера спектакля "Братья и сестры". "Случаются в жизни встречи, решающие жизнь человека на долгие годы, иногда навсегда. Мне трудно представить сегодня свою театральную, а значит и человеческую судьбу без встречи с Федором Абрамовым, с его Словом. И не только, не столько потому, что с живым во плоти Абрамовым, буйным и резким, задумчивым и хмурым, непримиримым и слабым, можно было бродить по набережным Ленинграда, гулять по лугам Верколы, спорить о простом, дружить в самом главном, сколько потому, что талант, а, может быть, теперь можно уже сказать, Гений Абрамова совершал и совершает самую главную работу художника - соединяет сегодня со вчера, осознает нынешний день в вечной цепи бытия. Увидеть настоящее с нежностью сына своего времени, с пристрастием наследника всего сущего, с болью отвечающего за все, что останется после нас, увидеть так свое время и сказать о нем, не значит ли это выполнить главный долг современника? Театр не рождается без своего автора, о чем бы театр ни думал, ни страдал, чему бы ни радовался, он нем, пока к нему не придет Слово. Театр говорит чужими словами. Самые главные и сокровенные для себя истины Ленинградский Малый драматический театр осознает и говорит сегодня словами Федора Абрамова. В этом наше счастье, В этом наша мука, В этом наш крест. ЛЕВ ДОДИН. 1985 год. Человеческая природа - невероятно сложная штука. Мы говорим - человек - это звучит гордо, нет ничего прекраснее, царь природы - все это верно. Но ведь и нет в живом мире таких глубоких падений, кои наблюдаются в среде людей. Менее всего, как ни странно, изучен и понятен человек. Это и огорчает, но это и лишний раз убеждает в неограниченной красоте, в многообразии и богатстве этого существа, имя которому - человек….. Из выступления Ф. Абрамова на встрече с архангельской интеллигенцией 11 октября 1981 г. ….Я родился в самом красивом месте России, для меня конечно, красивейшем. В Архангельской области, на реке Пинеге. В краю белых ночей и бескрайних лесов. В краю былин и сказок. Я переполнен Россией, на которой держится вся наша городская жизнь. Мы в городе, может быть, только плоты в этом народном море, которое называется Россия. Земля, животное, общение с ними - это один из главных резервуаров, на которых черпаются человечность в человеке. Исчезнут отношения любви, доброты с животными, с землей, неизвестно, чем это кончится….. Из статьи Ф. Абрамова "Самый надежный судья - совесть" "Лечат двумя способами, радикальными средствами - радостью и болью. Радость великолепное лекарство, но у нее, радости, есть одна слабость: она сильных укрепляет и окрыляет, а слабых убаюкивает и расслабляет. В то время как боль, боль… Сказать человеку вовремя о его слабостях, о его самочувствии, о его недостатках, о зародышах какой-то беды или боли, или хворобы, которые в нем сидят, - это очень хорошо. Ну а как же не болеть за свое родное, кровное? Из выступления Ф. Абрамова перед читателями в телестудии "Останкино" 30 октября 1981 г. "Что я понимаю под душевной работой каждого? Это самовоспитание, строительство собственной души, каждодневный самоконтроль, каждодневная самопроверка высшим судом, который дан человеку, судом собственной совести. Совесть - это как раз та сила, которая помогает сдирать с человека коросту эгоцентризма, коросту всякой затхлости. Это та сила, которая выводит человека на пути широкого братства, требовательности к себе и людям. Из статьи "Самый надежный судья - совесть " Самый счастливый и радостный день От кого счастье - радость? От студентов Ленинградского театрального института. 7 часов сидели за столом в одной из келий монастыря при керосиновой лампе. Говорили о Пинеге и Верколе, о местных людях, затем пели (они, конечно, студенты), а потом снова говорили. И так 7 часов - с 5 до 12. Я получил огромный запас энергии. Молодежь! Романтика, высота поисков, полная искренность и распахнутость, желание сделать что-то стоящее. Плюс к этому еще и профессия. А значит - свое, присущее молодости, в квадрате. Очень хорошо, что соприкосновение с Пинегой пробудило в них национальное самосознание. Во всяком случае, много говорили о России. Один парень сказал (когда пустили чашу с пуншем по кругу): пусть родина абрамовских героев станет и нашей родиной. Провожали нас с лампой и фонарем до реки, а потом тьма кромешная навалилась на нас. Но мне было светло. Свет молодости светил мне всю дорогу. Из дневника 19 августа 1977 г. Когда у нас говорят, пишут, что второй фронт в эту войну был открыт в 44-м году, - это неверно. Второй фронт был открыт русской бабой еще в 1941 году, когда она взвалила на себя всю мужскую работу, когда на нее оперлись всей своей мощью Фронт, армия, война. Я уже не говорю о подвигах той же русской женщины после войны. Ведь, бедная, думала, что война кончилась - начнется жизнь, а война кончилась, к ней снова: давай хлеб, давай молоко, корми города, давай лес, кубики. И если бы вы знали нашу лесную Россию, сколько поколений девушек были повенчаны с пнем в лесу вместо мужика. А безотцовщина? Трудно даже вообразить, что все это пало на плечи русской женщины - очаг домашний, тепло домашнее, песня - все это теплилось и взрастало новое поколение прежде всего вокруг женщины, это нельзя забывать никогда. И, конечно же, русская баба, русская женщина достойна самых великих памятников. Я верю, я надеюсь, что у нас, наряду с монументальными образами, появится памятники, когда на пьедестал шагнет простая, всем знакомая русская женщина - мать. Из статьи "Самый надежный судья - сов